Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Духовно- нравственное воспитание

Дата: 13 июля 2023 в 08:44, Обновлено 18 июля 2023 в 14:32
Автор: 1Мижуй М. А.

     

 

 Духовно — нравственное  воспитание детей дошкольного возраста.      

                                                    Если  думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

                                                    если  на десять лет вперед  - сажай лес,  

                                                    если же  на сто лет -  воспитывай детей.

                                                                      Народная мудрость          

Актуальность проблемы. Настоящее  и  будущее  общества  и  государства  определяются  духовно-нравственным  здоровьем  народа,  бережным  сохранением  и  развитием  его культурного  наследия,  норм  общественной  жизни,  сохранением национального достояния.   

         Сегодня  в  современном обществе  стал  очень  остро  ощущаться  недостаток сознательно  принимаемых  большинством  граждан  принципов  и  правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора  жизненных  ориентиров.  В  сознании  подрастающего  поколения постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными. Искажены  представления  ο  доброте,  милосердии,  великодушии, гражданственности  и  патриотизме.  Происходит  отторжение  подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта народа, ощущается распад морально-этических норм в обществе. 

Наиболее полно и ярко роль духовно-нравственного воспитания в развитии ребенка  характеризовал  К. Д. Ушинский,  по  убеждению  которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума».

 На  современном  этапе  развития  образования   духовно-нравственное воспитание   является  одной  из  важнейших  задач   Проблему духовно-нравственного  воспитания необходимо  решать  уже  в дошкольном возрасте, как  самом  эмоциональном и восприимчивом периоде детства,  когда «сердца  открыты  для добродетели».

         Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты. 

К основным принципам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести:

-  духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
-  гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;

- культурологический принцип в соответствии с национальной культурой;

- государственный принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями Республики Беларусь.

Главная цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций детей.

Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создавать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию,  укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Направления.  Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих  направлений:

1. Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Цветик-семицветик» — жертвенности и т.д.

2. Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит, в том числе, и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

3. Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории учреждения дошкольного образования. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, подарки  для мамы на праздник « 8 марта» и др.

4. Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертов,  музеев, участия в  праздниках.

     Целью работы нашего коллектива по данному направлению является поиск  конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ духовно- нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств.

      В основе работы лежит личностно- ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.

         Семья, родители – главная доминанта в нашем учреждении. Известно, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Семья – это берег и море. На берегу ребенок делает первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс этот прокладывает детский сад. Родители – это партнеры педагогов и чтобы  воспитание было более успешным, необходимо родителей вооружить определенными знаниями.

Задачи с сотрудничества с семьей:

- знакомить с особенностями духовного и нравственного развития дошкольников в семье и с задачами воспитания на традициях белорусского народа;

- взаимодействовать в формировании у ребенка ценностных ориентаций, привычки поступать  в соответствии с ними;

- поддерживать в налаживании духовно – нравственного воспитания в семье и уклада жизни, основанного в подготовке и проведении  праздников.

Наша общая задача:

  • Дать ребенку прочувствовать любовь и ласку, научить умению выражать эти чувства.
  • Порицать агрессию и недоброжелательность, особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.
  • Создавать ситуации успеха, умение реагировать на похвалу.
  • Каждый взрослый должен подавать положительный пример, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и поведением взрослого.
  • Развивать собственные эмоции и умение «читать» чувства других людей.

Духовно-нравственный портрет ребенка, к которому стремится коллектив нашего дошкольного учреждения при формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Добрый, не причиняющий зла живому.

Честный и справедливый.

Любящий и заботливый.

Трудолюбивый и настойчивый.

Творящий и оберегающий красоту мира.

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.

Смелый и решительный.

Свободолюбивый и ответственный.

Самостоятельный и законопослушный.

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой.

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами).

Толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.