Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед - сажай лес,
если же на сто лет - воспитывай детей.
Народная мудрость
Актуальность проблемы. Настоящее и будущее общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, норм общественной жизни, сохранением национального достояния.
Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В сознании подрастающего поколения постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными. Искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта народа, ощущается распад морально-этических норм в обществе.
Наиболее полно и ярко роль духовно-нравственного воспитания в развитии ребенка характеризовал К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума».
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».
Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести:
- духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
- культурологический принцип в соответствии с национальной культурой;
- государственный принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями Республики Беларусь.
Главная цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций детей.
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создавать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Направления. Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих направлений:
1. Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Цветик-семицветик» — жертвенности и т.д.
2. Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит, в том числе, и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
3. Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории учреждения дошкольного образования. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, подарки для мамы на праздник « 8 марта» и др.
4. Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертов, музеев, участия в праздниках.
Целью работы нашего коллектива по данному направлению является поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ духовно- нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств.
В основе работы лежит личностно- ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.
Семья, родители – главная доминанта в нашем учреждении. Известно, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Семья – это берег и море. На берегу ребенок делает первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс этот прокладывает детский сад. Родители – это партнеры педагогов и чтобы воспитание было более успешным, необходимо родителей вооружить определенными знаниями.
Задачи с сотрудничества с семьей:
- знакомить с особенностями духовного и нравственного развития дошкольников в семье и с задачами воспитания на традициях белорусского народа;
- взаимодействовать в формировании у ребенка ценностных ориентаций, привычки поступать в соответствии с ними;
- поддерживать в налаживании духовно – нравственного воспитания в семье и уклада жизни, основанного в подготовке и проведении праздников.
Наша общая задача:
- Дать ребенку прочувствовать любовь и ласку, научить умению выражать эти чувства.
- Порицать агрессию и недоброжелательность, особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.
- Создавать ситуации успеха, умение реагировать на похвалу.
- Каждый взрослый должен подавать положительный пример, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и поведением взрослого.
- Развивать собственные эмоции и умение «читать» чувства других людей.
Духовно-нравственный портрет ребенка, к которому стремится коллектив нашего дошкольного учреждения при формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников
Добрый, не причиняющий зла живому.
Честный и справедливый.
Любящий и заботливый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Смелый и решительный.
Свободолюбивый и ответственный.
Самостоятельный и законопослушный.
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой.
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами).
Толерантный (уважающий других, не похожих на него).