Консультация по теме:
«Использование дыхательной гимнастики и упражнений на распев, скороговорок и прибауток на занятиях».
Музыкальный руководитель Городинская О.А.
Пение – это самый доступный и активный вид музыкальной деятельности. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья: развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему и даже помогает устранению некоторых дефектов речи. Певческое дыхание стимулирует и улучшает дренажную функцию легких, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, налаживает функции сердечно- сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние.
Дыхательная гимнастика на физкультурных занятиях играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются ОРУ упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно подражательные упражнения. Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и в среднем темпе с небольшим количеством повторений (4- 5 раз). Дыхательные упражнения активно используются во вводной и в заключительных частях физкультурных занятий, проводятся игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25- 30 секунд. Дыхательные упражнения для развития певческого дыхания также могут использоваться руководителями физического воспитания. Они образные, имеют сюжетную основу и выполняют те же функции и задачи и позволят разнообразить педагогам практический материал.
При развитии ребенка важное значение имеют упражнения, в которых двигательная активность сочетается с музыкой и словом. Посредством таких упражнений можно помочь малышам не только в развитии речевых навыков, но и ускорить их умственное и физическое развитие.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом и психомоторном развитии в последние годы увеличивается. Недостатки, связанные со звуковой речью, представляют собой серьезное препятствие для обучения грамоте и полноценного умственного и физического развития детей.
Известно, что речевые нарушения, как правило, сопровождаются нарушениями моторики и замедленным интеллектуальным развитием. Поэтому логопедические занятия в дошкольном учреждении направлены на решение речевых проблем и на устранение факторов, которые препятствуют полноценному психическому и физическому развитию малышей.
Используемые на музыкальных занятиях специально подобранные скороговорки, прибаутки, сюжетные попевки и упражнения на распевание сочетаются с произношением определенного речевого материала («СА – СА – СА –К НАМ ИДЁТ ЛИСА. СЫ – СЫ – СЫ – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У ЛИСЫ»). Возможно применение определённых элементов этого материала как в логопедической работе, так и на занятиях развития речи. Сюжетные и художественные образы интересны детям, и они с удовольствием «играют» в процесс звукообразования.
Любая формирующая, развивающая или обучающая задача, решаемая посредством игровой формы проведения, будет продуктивней, а самое главное интересней и увлекательней для ребёнка. А педагогическая преемственность в работе позволит добиться значительных, положительных результатов.