Консультация для родителей:
«Год до школы»
Поступление в школу – важный и ответственный момент для многих детей. Поменять статус с «дошкольника» на «первоклассника» – в радость, но для многих родителей год до школы – это период беспокойства и волнений.
Любой навык появляется не сразу, а для усвоения некоторых не хватит и месяца. Психологи рекомендуют родителям заниматься дошкольной подготовкой равномерно, обращая внимание на развитие важных для будущего первоклассника умений и навыков. Это значит, что не нужно опережать учебный процесс и стремиться самостоятельно научить ребёнка читать, писать и умножать столбиком. Оставьте эту задачу профессионалам. Слишком широкие познания первоклассника могут оказаться такой же проблемой, как и неуспеваемость.
Если прислушаться к рекомендациям психологов, можно выделить основные аспекты, на которые стоит сделать акцент при дошкольной подготовке.
Итак, чему стоит уделить особое внимание?
Развитие речи.
Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
Мышление.
В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
Память.
Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.
Моторика.
То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью, обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
Концентрация внимания и усидчивость.
Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.
Математика.
Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
Окружающий мир.
Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.
Что нужно делать, чтобы не отпугнуть малыша от школы?
1. Хвалить за успех. Будущий первоклассник должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам.
2. Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша.
3. Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
4. Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей.
5. И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.
Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не успели до школы. Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование?
Сейчас в рамках детских учреждений открыты кружки, позволяющие полноценно подготовиться к школе, скорректировать более слабые стороны и решить проблемы переходного периода от дошкольного учреждения к школе.
Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует много разных методик и тестов.
Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая даст свои плоды только при регулярных и систематических занятиях не только за 3 месяца до школы и даже не за 1 год, а намного раньше.
Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны "прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению. Если ребенок идет в школу «не готовым» в психологическом отношении, это может иметь самые печальные последствия как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.
Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?
Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.
Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником — иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.
Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома.
Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а познавательные выражены слабо. В таком случае
детей интересуют в школе не знания, а строгое исполнение роли ученика. Ребенок ориентирован в основном на
одобрение и похвалу учителя, потому что только учитель может оценить, как он «исполняет роль» ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать все «как надо» могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет для ребенка привычной и исчерпает свою привлекательность (а это, увы, происходит достаточно быстро), учение в школе утратит для него смысл, если, конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.
Однако, если у ребенка доминируют познавательные мотивы учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и считать, а
в школу стремятся, чтобы больше узнать. Стремления хорошо выполнять свои обязанности ученика, понимания своей новой ответственности у них может и не быть. И если такому ребенку на уроке становится скучно, он легко может заняться посторонним делом или вовсе выйти из класса. Он учится лишь до тех пор, пока новый материал представляет для него познавательную ценность. Ему скучно делать все, что не вызывает его непосредственного интереса: выполнять домашние задания, тренировать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует на сегодняшний день), чем дети с преобладанием социальных мотивов.
Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
Если ребенок не хочет быть школьником ДЛЯ знакомства с правилами поведения в школе хороши ролевые игры, где ребенок попеременно выполняет то роль учителя, контролируя и оценивая поведение «непослушных» учеников, то роль школьника, аккуратно выполняющего требования школьной жизни. Можно также рассказывать о первых днях в школе, о хороших и не очень хороших учениках. Важно при этом, не запугивая и не вызывая тревожность ребенка, показать привлекательность и ответственность его будущей позиции, сделать переход к новой, школьной жизни значимым и желанным, создать у него образ «Я — ученик».
Как правил о, дети пяти-шести лет уже имеют представление о своем школьном будущем и стремятся в школу. Чаще у дошкольников отсутствует познавательная мотивация к учению. Сформировать ее гораздо труднее, чем социальную мотивацию. Для этого нужно открыть ребенку радость умственной работы, разбудить любознательность и познавательную активность. Начинать лучше опять же с игр, но не с сюжетно-ролевых, а с игр-загадок, в которых в скрытой или явной форме содержится посильная для ребенка задача. Таких игр множество. Они не только будят познавательную активность, но и развивают мышление, внимание и память ребенка, что также является важнейшим условием готовности к школе.