Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:
1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.
2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.
3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.
4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.
6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.
7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности дорожного движения, автоплощадок и автогородков.
8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.
9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.
10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.
11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.
12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.
13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае установления факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).
Учет и анализ ДТП с участием детей
В соответствии с Инструкцией о порядке учета ДТП, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 21 марта 2013 г. № 97, учету подлежат ДТП с гибелью или ранением людей. При этом в учете ДТП с пострадавшими детьми отражаются сведения о ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние в возрасте до 16 лет.
Основной задачей анализа ДДТТ является выявление причин и условий возникновения ДТП с участием детей. Он включает в себя сбор информации о ДТП с участием детей, собственно анализ этой информации и оформление результатов анализа.
Анализ проводится дифференцированно по категориям участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель, велосипедист), по возрасту, по вине, времени и месту совершения ДТП. Углубленный анализ предусматривает распределение ДТП по видам, по дням недели и времени суток, а также определение абсолютных и относительных показателей, проведение сравнений для изучения динамики изменений.
Результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, оформляются аналитической справкой, которая используется для:
- информирования населения и заинтересованных организаций (в том числе ежеквартально органов управления образованием) об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике;
- принятия управленческих решений;
- принятия мер, направленных на устранение причин и условий возникновения ДТП с участием детей;
- проведения пропаганды среди детей и родителей;
- планирования работы по предупреждению ДДТТ.
Планирование профилактической работы
Планирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.
При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:
- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);
- июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).
- в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.).
3. Формы и методы работы по профилактике ДДТТ в учреждениях образования.
Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.
Начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.
Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.
Рекомендуется на каждое учреждения образования оформить паспорт дорожной безопасности (см. приложение 1), дополнять его фотоматериалами.
Взаимодействие с учреждениями образования может осуществляться по следующим направлениям:
- работа с родителями (законными представителями) учащихся, попечительскими советами, родительскими комитетами (информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми; участие в родительских собраниях, заседаниях попечительских советов; помощь в оформлении, оборудовании кабинета, Уголка по безопасности дорожного движения, автоплощадки или автогородка; проведение конкурсов, соревнований, игр по безопасности движения; организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеурочных мероприятий);
- работа с учащимися (организация и координация работы отрядов ЮИД; проведение бесед, занятий, викторин, фестивалей, тематических недель, уроков-практикумов, экскурсий; организация выставок рисунков и поделок по ПДД; проведение творческих, спортивных конкурсов, соревнований юных велосипедистов, слетов-конкурсов отрядов ЮИД, интеллектуально-познавательных игр, конкурсов агитбригад, КВН ЮИД, акций и других мероприятий с участием детей);
- работа с педагогическим коллективом (ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ; совместная разработка безопасного маршрута движения учащихся в школу; предоставление оперативной информации о ДДТТ; участие в совещаниях, семинарах, инструктажах; проведение бесед, лекций, кинолекториев; консультации, семинары по методике проведения занятий по ПДД; оказание практической помощи в разработке пособий, сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности; организация и проведение смотров, конкурсов, слетов; подбор учебно-методической литературы, наглядных пособий).
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.
Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.
3.1. Особенности профилактической работы в учреждениях дошкольного образования.
В формировании личности безопасного типа важную роль играет работа, проводимая педагогическими работниками и сотрудниками ОВД, которая заключается в организации обучающих и воспитательных мероприятий среди детей дошкольного возраста.
Такую работу следует начинать со знакомства и общения с администрацией учреждения дошкольного образования (далее – УДО), обсуждения с его руководителем времени и порядка посещения учреждения, форм взаимодействия и возможностей проведения тематических мероприятий.
Основными направлениями совместной работы с УДО являются:
- экскурсии, прогулки и наблюдения;
- проведение викторин, игровых программ и конкурсов по ПДД;
- организация профилактических акций;
- выступления агитбригад отрядов юных инспекторов дорожного движения;
- встречи с сотрудниками ОВД;
- участие в родительских собраниях;
- занятия на автоплощадке и т.п.
Немаловажное значение должно уделяться совместной деятельности родителей (законных представителей) и ребенка, путем проведения тематических семейных конкурсов, кинолекториев, экскурсий и т.д.
Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста определено учебной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
Согласно учебной программе дошкольного образования с первой младшей группы (2-3 года) у воспитанников взрослые формируют представления об элементарных правилах поведения, способствующих безопасности их жизнедеятельности. Так, родители в повседневной жизни объясняют детям правила поведения на дороге: не выходить за линию (бордюрный камень тротуара), разделяющую пешеходную и проезжую части; прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, подождать; переходить дорогу можно только держась за руку взрослого, бежать к автобусу нельзя, можно попасть под колеса проходящих автомобилей и т.д. Необходимо помнить, что на формирование безопасного поведения ребенка, в том числе и на дороге, самое большое влияние оказывает соответствующее поведение взрослого.
Воспитание внимательного и спокойного поведения на дороге очень важно для ребенка, и базируется на личном примере. Взрослый не должен поддаваться волнению или спешке на дороге, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.
Педагогические работники вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников включают в различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, изобразительную, художественное творчество и чтение.
Данные навыки совершенствуются в последующие периоды жизни детей дошкольного возраста, к ним дополняются другие задачи, в соответствии с возрастом.
Во второй младшей группе (3-4 года) совершенствуют ориентировку детей в окружающем пространстве, в том числе на дороге (смотреть по сторонам: направо, налево).
Педагогические работники в процессе организованных видов детской деятельности знакомят дошкольников с некоторыми видами транспорта и его частями (легковой, грузовой, кабина, колеса, окна, двери), формируют представление об улице и ее основных частях («улица», «дорога», «тротуар»), о сигналах светофора (красный, желтый, зеленый цвета) и о том, что, переходя дорогу, необходимо держать взрослого за руку.
В специально организованной (занятиях, играх) и в нерегламентированной деятельности педагогические работники осуществляют ознакомление детей с профессией «водитель», включают в игровую деятельность разные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Светофор», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Поставь машину в гараж» и др.), используют различный демонстрационный материал (картинки, плакаты, макеты и т.п.).
В средней группе (4-5 лет) педагогические работники знакомят детей с работой некоторых видов транспорта, обращают внимание на их сходство и отличие (троллейбус, трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили), профессиональной деятельностью водителя, а также с тем, что транспорт не только осуществляет перевозку людей и грузов, но и таит опасность; расширяют представления о поведении на улице, дороге, перекрестке («пешеход», «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход», «остановка»); знакомят с назначением светофора и обозначением его сигналов (красный (стой), желтый (ожидай), зеленый (иди, но оглядись). Детям пятого года жизни также доступны представления о правилах перехода проезжей части (места, где и как можно ходить пешеходам), некоторых дорожных знаков из группы «Информационно-указательные знаки», «Запрещающие знаки».
Родители во взаимодействии с учреждением дошкольного образования закрепляют представления детей о правилах дорожного движения в повседневной жизни (на улице обращают внимание на пешеходный переход, работу светофора и др.)
В старшей группе (5-7 лет) педагогические работники формируют у детей умение ориентироваться в окружении учреждения дошкольного образования, знакомят с понятиями «перекресток», «проезжая часть дороги», «разделительная полоса», «тротуар», «обочина», закрепляют правила перехода проезжей части (подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от бордюрного камня тротуара, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, направо, а затем снова налево, убедившись, что транспорта нет или транспортные средства остановились, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа), с назначением дорожных знаков, о правилах поведения в общественном транспорте. Дети также знакомятся с назначением и необходимостью пользования световозвращающими элементами, с профессиональной деятельностью сотрудников ГАИ (ОВД), у них формируются представления о том, что на дорожную ситуацию могут влиять погодные условия.
Родители в повседневной жизни закрепляют представления и умения детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге.
В каждой возрастной группе (или в специально отведенном помещении и др.) в соответствии с возрастными возможностями и способностями детей, задачами учебной программы дошкольного образования организуются уголки безопасности дорожного движения. Содержание данных уголков может включать макет улицы с проезжей частью и пешеходным переходом и др., дорожные знаки, разные дидактические игры (например, «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери светофор» и др.).
При проведении профилактических мероприятий в учреждениях дошкольного образования сотруднику ОВД необходимо учитывать возрастные особенности и способности воспитанников, содержание учебной программы дошкольного образования.
Задача ОВД и всех заинтересованных структур не только в том, чтобы научить детей, но и в том, чтобы убедить каждого взрослого в жизненно важной необходимости их активного участия в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
</article>